Билет 1.
1)Обличение госп класса в сказках
Салт-Щедр(2-3 примера)
Основными
темами пр-ий салт-щедр являются обличение самодержавия( «медв на воеводстве»),
госп класса( «дикий помещик»), либерализма( «премудр пескарь», «либерал»,
«карась-идеалист») а также проблема народа( «повесть о ток,как один мужик двух
генералов прокормил»). Автор явно подчеркивает тупость, лень, неспособность
правящей верхушки мыслить и работать. В своих пр-иях автор исп басенную
традицию изображать человеч пороки через обр- зы зверей. Ирония писателя видна
во всех образах, которые мы можем увидеть в его пр-иях. Сюжет сказок фолклорен,
т.к. добро противостоит злу, хорошее-плохому. Однако привычные грани
между этими двумя понятиями стираются, и даже положительные персонажи
оказываются наделенными негативными чертами, которые потом высмеиваются самим
автором. Салтыков-Щедрин рассматривает каждого отдельного человека как продукт
породившей его общественной среды, лишает художественный образ всех
человеческих черт и подменяет индивидуальную психологию проявлениями классового
инстинкта. Всякий поступок героя осмысляется Щедриным как социально необходимый
и неизбежный. Во всех сказках Салтыкова-Щедрина органично сочетаются два плана:
реальный и фантастический, жизнь и вымысел, причем фантастика всегда основана
на реальных событиях. Сказка "Дикий помещик” направлена против всего
общественного строя, основанного на эксплуатации, антинародного по своей
сущности. Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных
событиях современной ему жизни. Произведение начинается как обычная сказка: "В
некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...” Но тут же
появляется элемент современной жизни: "и был тот помещик глупый, читал газету
"Весть"”. "Весть” — газета реакционно-крепостническая, так что
глупость помещика определяется его мировоззрением. Себя помещик считает
истинным представителем Русского государства, опорой его, гордится тем, что он
потомственный российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Весь смысл его
существования сводится к тому, чтобы понежить свое тело, "мягкое, белое и
рассыпчатое”. Он живет за счет своих мужиков но ненавидит их и боится, не
выносит "холопьего духу”. Он радуется, когда каким-то фантастическим вихрем
унесло неизвестно куда всех мужиков, и воздух стал в его владениях
чистый-пречистый. Но исчезли мужики, и наступил голод такой, что на базаре
ничего купить нельзя. А сам помещик совсем одичал. Одичание помещика
свидетельствует о том, что без помощи мужика ему не прожить. Ведь недаром, как
только "рой мужиков” отловили и водворили на место, "на базаре появились и
мука, и мясо, и живность всякая”. Глупость помещика постоянно подчеркивается
писателем. Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне, трижды называют
помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий:
актер Садовский, генералы, капитан-исправщик. Образ мужиков отличается от
сказочных. В народных сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый, побеждает
глупого барина. А в "Диком помещике” возникает собирательный образ тружеников,
кормильцев страны и в то же время терпеливых мучеников-страдальцев. Так,
видоизменяя народную сказку, писатель осуждает народное долготерпение, и сказки
его звучат, как призыв подняться на борьбу, отрешиться от рабского
мировоззрения. Тот же образ мужика используется в сказке «повесть о том, как
один мужик 2х генералов прокормил». Мужик, который умеет работать, проявляет
смекалку, никакая ситуация не может поставить его в тупик, — не является тем
героем, который должен быть примером. Потому что он всегда готов подчиняться,
работать на того, кто того не заслуживает, он безразличен к самому себе, своему
"я”, готов гнуть спину под постоянными упреками ленивых и легкомысленных
генералов. Он не может оценить свой труд и два никчёмных генерала так же не
могут оценить его труд. В сказке "Медведь на воеводстве” Салтыков-Щедрин
придерживается традиционных амплуа: Медведь-воевода у него — майор, Осел —
советник, Кукушка — гадалка, Попугаи — скоморохи, Сорока-воровка — ключница,
Дятел — ученый-летописец, Соловей — певец и т. д. Его звери полностью
ассоциируются с "профессией”, заложенной природой и человеческим восприятием.
Сатирик смеется над пороками общества, которые устраивают это же общество, над
окружающей действительностью, которая реальна и совершенно не вызывает смеха.
2) браз Чичикова в поэме «Мёртвые
души»
Образ Чичикова является
объединяющим и собирательным, в нем совмещены разные качества помещиков. Павел
Иванович принадлежал к бедной дворянской семье. Отец Чичикова оставил ему в
наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и
начальникам и, самое главное, — беречь и копить копейку. В завещании отец
ничего не сказал о чести, долге и достоинстве. Чичиков быстро понял, что
высокие понятия только мешают достижению заветной цели. Поэтому он пробивает
себе дорогу в жизни собственными усилиями. В училище старался быть образцом
послушания, вежливости и почтительности, отличался примерным поведением,
вызывал похвальные отзывы учителей. Окончив учёбу, он поступает в казенную палату,
где всеми силами угождает начальнику и даже ухаживает за его дочерью.
Оказываясь в любой новой обстановке, в новой среде, он сразу становится «своим
человеком». Он постиг "великую тайну нравиться”, с каждым из персонажей он
говорит на его языке, обсуждает близкие собеседнику темы. В этом герое еще жива
душа, но каждый раз, заглушая муки совести, делая все для своей выгоды и строя
счастье на бедах других людей, он убивает ее. Оскорбление, обман,
взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне — орудия Чичикова. Смысл
жизни герой видит лишь в приобретении, накопительстве. Но для Чичикова деньги —
средство, а не цель: он хочет благополучия, достойной жизни для себя и своих
детей. От остальных персонажей поэмы Чичикова отличает сила характера и целеустремленность.
Поставив себе определенную задачу, он не останавливается ни перед чем,
проявляет для ее достижения упорство, настойчивость и невероятную
изобретательность. Он не похож на толпу, он активен, деятелен и предприимчив.
Чичикову чужды мечтательность Манилова и простодушие Коробочки. Он не
жадничает, как Плюшкин, но и не склонен к беспечному разгулу, как Ноздрёв. Его
предприимчивость не похожа на грубую деловитость Собакевича. Все это говорит о
явном его превосходстве. Характерной чертой Чичикова является невероятная многогранность
его натуры. Гоголь подчеркивает, что таких людей, как Чичиков, разгадать
нелегко. Появившись в губернском городе под видом помещика, Чичиков очень
быстро завоевывает всеобщие симпатии. Он умеет показать себя человеком светским,
всесторонне развитым и порядочным. Он может поддержать любой разговор и при
этом говорит "ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует.” К каждому
лицу, в котором Чичиков заинтересован, он умеет найти свой особый подход.
Выставляя напоказ свою доброжелательность к людям, он заинтересован лишь в том,
чтобы выгодно использовать их расположение. Чичиков очень легко
"перевоплощается”, меняет манеры поведения, но при этом никогда не забывает о
своих целях. В беседе с Маниловым он выглядит почти совсем, как сам
Манилов: он так же обходителен и чувствителен. Чичиков отлично знает, как
произвести сильное впечатление на Манилова, а потому не скупится на
всевозможные душевные излияния. Однако, разговаривая с Коробочкой, Чичиков не
проявляет ни особой галантности, ни душевной мягкости. Он быстро разгадывает
сущность ее характера и потому ведет себя развязно и бесцеремонно. Коробочку
деликатностью не проймешь, и Чичиков после долгих попыток вразумить ее "вышел
совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил
ей черта”. При встрече с Ноздревым Чичиков гибко приспосабливается к его
разнузданной манере поведения. Ноздрёв признает только "дружеские” отношения,
разговаривает с Чичиковым на «ты», и тот ведет себя так, словно они старые закадычные
приятели. Когда Ноздрёв хвастается, Чичиков помалкивает, будто не сомневаясь в
правдивости услышанного. При встрече с Собакевичем прямота и непосредственность
Чичикова совершенно исчезают. Собакевича не трогают и рассуждения на
возвышенные темы. И тогда Чичиков вступает с ним в азартный торг, в котором
каждый стремится перещеголять другого. "Его не собьешь, неподатлив!” — думает
про себя Собакевич. К Плюшкину у Чичикова другой подход: он играет роль
великодушного доброжелателя, желающего помочь одинокому и беззащитному старику.
|