Apex.ucoz.net

Категории раздела

Билеты литература II курс(лето) [20]
Билеты русский III курс(зима) [20]

Статистика

Главная » 2011 » Июнь » 1 » Билет 11
8.11.46 PM
Билет 11

1) Главный герой романа Достоевского "Преступление и наказание”, недоучившийся студент Родион Романович Раскольников, идет на страшное преступление — лишение жизни другого человека — под влиянием теорий, популярных среди молодежи 60-х годов XIX века. В письме к главному редактору журнала "Русский вестник” М. Н. Каткову Достоевский следующим образом изложил основное содержание романа: "Молодой человек, исключенный из студентов университета... поддавшись некоторым странным "недоконченным" идеям... решился убить одну старуху... обобрать ее, с тем чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства... докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым...”
    На основе этих носящихся в воздухе "недоконченных идей” Раскольников создает свою собственную довольно стройную теорию. Он так излагает ее основы: "...Люди, по закону природы, разделяются, вообще, на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею час-тию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление... Впрочем, тревожиться много нечего: масса никогда почти не признает за ними этого права, казнит их и вешает (более или менее)... Первый разряд всегда — господин настоящего, второй разряд — господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те и другие имеют совершенно одинаковое право существовать”.
    Однако при столкновении с живой жизнью теория двух разрядов людей начинает рушиться. Измотанный страхом разоблачения, Раскольников пересматривает если не саму теорию, то свое место в ней: "...Он с омерзением почувствовал вдруг, как он ослабел, физически ослабел. "Я это должен был знать, — думал он с горькою усмешкой, — и как смел я, зная себя, предчувствуя себя, брать топор и кровавиться... Нет, те люди не так сделаны; настоящий властелин, кому все разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе..."”
    Главный герой "Преступления и наказания” уже понимает, что он — отнюдь не Наполеон, что, в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной "гаденькой старушонки”. Раскольников чувствует, что его преступление, в отличие от кровавых деяний Наполеона, — "стыдное", неэстетичное. Позднее, в романе "Бесы”, Достоевский развил тему "некрасивого преступления” — там его совершает Ставрогин, персонаж, родственный Свидригайлову в "Преступлении и наказании”. Раскольников же пытается определить, где же он сделал ошибку: "Старушонка вздор! — думал он горячо и порывисто, — старуха пожалуй что и ошибка, не в ней и дело! Старуха была только болезнь... я переступить поскорее хотел... я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался... Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается”.
    Принцип, через который пытается переступить Родион Романович, — это совесть. Стать "властелином” ему мешает всячески заглушаемый зов добра. Раскольников все больше думает о раскаянии и неслучайно заставляет Соню Мармеладову читать евангельскую притчу о воскресении Лазаря. Преступник мучается, любовь к Соне в конце концов побуждает его донести на самого себя, признаться в двойном убийстве. Однако и на каторге Раскольников все еще уверен, что теория двух разрядов людей правильна, просто он себя не к тому разряду отнес, за что и расплачивается. Лишь приезд Сони и новое обращение к Евангелию побуждают Раскольникова в корне пересмотреть всю прежнюю жизнь и отказаться от следования теории, рассматривающей большинство человечества только как материал для немногочисленных наполеонов. Раскольников приходит к христианским моральным ценностям, и в финале эпилога "Преступления и наказания” "начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью”.
    В этом новом мире христианской нравственности для теории двух разрядов людей уже нет места.

2) В последние годы своей жизни Иван Сергеевич Тургенев часто приезжал в Россию. Каждый его приезд становился целым событием. Писатель всюду был желанным гостем. Его приглашали выступать на всякого рода литературных и благотворительных вечерах, на дружеских встречах. Квартира, где останавливался  Тургенев, превращалась в место паломничества. К нему приходило огромное число посетителей, жаждавших повидать великого писателя, посоветоваться с ним. Творческий путь И.С.Тургенева завершился знаменитыми «Стихотворениями в прозе», которые он начал создавать еще в 1877 году. Первоначально эти произведения для печати им не предназначались. Они начали публиковаться лишь благодаря настоятельным просьбам М.М.Стасюлевича, которому удалось во время его последнего свидания с уже смертельно больным Тургеневым  убедить его издать хотя бы ту их часть, которая не была связана с его интимными переживаниями. Это было в Буживале под Парижем в августе 1882 года. Через две недели Тургенев прислал Стасюлевичу сорок набело переписанных стихотворений в прозе, а затем  добавил к ним еще десять. При втором свидании Стасюлевича с Тургеневым, в первых числах сентября, перед самым отъездом Стасюлевича в Петербург, было окончательно решено, что стихотворения в прозе появятся в «Вестнике Европы». Полностью сборник был опубликован только через пятьдесят лет после смерти его автора.

«Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева занимают в русской литературе особое место. Поэт, автор очерков, рассказов, романов, повестей, статей создал произведение, жанр которого определить не так просто. В нем пошли навстречу и действительно встретились Тургенев – стихотворец и Тургенев – прозаик. Первые стихи он написал еще в студенческие годы; в печати они появились в 1838 году в «Современнике» («Вечер» и «К Венере Медицейской»). Успех «Хоря и Калиныча» - первого рассказа «Записок охотника» (1847 год) был началом конца его деятельности стихотворца. Но  лирика всегда оставалась стихией творчества писателя. И на склоне лет он вновь обратился к любимому жанру. Все вернулось на круги своя. В прозе Тургенев нашел широкое воплощение лиризму. Его проза была лирической, исполненной сердечности и напевности.

Многим известно стремление Тургенева продолжить пушкинскую традицию русской литературы. Об этом говорил сам писатель, об этом говорили его биографы и исследователи. И все же Тургенев, творивший в послепушкинскую пору, представил России и миру новые черты самой традиции, пришел к подсказанной  временем и своеобразием писательского дарования новизне. Эта новизна коснулась, прежде всего, отношения художника к возможностям стиха и прозы, к их взаимодействию. Пушкин, как известно, отделял прозу от стихов. Он подчеркивал, что прозе нужны прежде всего мысли, в отличие от стихов, целиком находящихся во власти поэтичности, лиризма. Тургенев же стремился сочетать стих и прозу, повествовательность и лиризм. И это его стремление воплотилось в книге «Стихотворения в прозе».

Сам автор считал эти миниатюры эскизами будущих картин и вряд ли думал, что им суждено было стать началом нового способа художественной выразительности и тем самым определить свое время. Он с печалью думал, что "река времен в своем течении унесет в лоно забвения эти легонькие листки” (из письма Д.В.Григоровичу). Но, к счастью, пророчество Тургенева не сбылось. «Стихотворения в прозе» встретили самый радушный прием и навсегда вошли в золотой фонд нашей литературы. Недаром П.В.Анненков назвал их " тканью из солнца, радуги и алмазов, женских слез и благородства мужской мысли ”, выразив общее мнение читающей публики.

«Стихотворения в прозе» предстают перед читателем, как цепочка философских миниатюр, в которых автор рассуждает на основные вопросы бытия: рождение, дружба, любовь, ненависть, красота, бессмертие, смерть…В этих произведениях говорит прежде всего лирик. Проникновенно и остро мыслящий, но – лирик. Он прежде всего чувствует и через свое чувство идет к мысли. Эти произведения обращены не к разуму, не к сознанию читателя, а к его сердцу. Нам незачем устанавливать процентное соотношение долей стиха и прозы в составе тургеневских миниатюр. Существенно другое. «Стихотворения в прозе» - это не механическое соединение двух литературных стихий, двух стилевых категорий. Это не количественное соотношение единиц стиха с единицами прозы, а новое качество, новый вид творчества. Этот новый тип естественно сочетает раскованное движение прозы с лирической дисциплиной стиха.

В своих миниатюрах Тургенев выразительно обозначил их характерные черты. Каковы эти черты?

Лиризм, воссоздающий душевный строй, настроения автора, чуткость и человечность. В большинстве случаев – прямая автобиографичность, рассказ ведется от первого лица. Дневниковность, носящая исповедальный характер. Особенная ритмичность, повышенная выразительность голоса, передающая то радость, то грусть, то восторг, то смятение. При решении важных для себя вопросов Тургенев вступает в глубоко интимный контакт с читателями.

В «Стихотворениях в прозе» нашли отражение все сложности и противоречия мировоззрения писателя. По содержанию, стилю, тону многие стихотворения представляют собой как бы ответвления крупных произведений Тургенева. Но в этих миниатюрах рассказ предельно сжат, лишен пространственных описаний природы и подробных характеристик героев. Одни из них восходят к «Запискам охотника» («Щи», «Маша», «Два богача»), другие – к любовным повестям («Роза»), третьи – к романам («Деревня», например, напоминает отрывок из «Дворянского гнезда», а «Порог», «Чернорабочий и белоручка» связаны с романом «Новь»). В некоторых стихотворениях («Насекомое», «Старуха», «Сон») звучат настроения грусти и печали, являющиеся отголоском мыслей повестей «Призраки» и «Довольно». Это мотивы тщетности существования, бессмысленности и безнадежности надежд на личное счастье, ожидание и предчувствие непредотвратимой гибели – личной и всеобщей. Но с не меньшей силой выступает в «Стихотворениях в прозе» и другой круг мотивов и настроений: любовь, побеждающая страх смерти («Воробей»); красота и сила искусства («Стой!»); нравственная красота и сила народного характера («Два богача»); моральное величие подвига («Порог», «Памяти Ю.П.Вревской»); мотив борьбы и мужества («Мы еще повоюем!»); животворящее чувство родины («Деревня»).

«Стихотворения в прозе» - отражение исканий, раздумий, противоречий последних лет жизни И.С.Тургенева, его тяжелых переживаний и личной неустроенности. Образы многих стихотворений имеют прототипы, а в основе событий часто лежат факты личной жизни писателя. Так, например, последняя встреча Тургенева с Некрасовым послужила основой «Последнего свидания». В центре многих стихотворений – гражданские и нравственно – этические проблемы. Писатель прославляет в них подвиг во имя Родины и свободы. В стихотворении «Памяти Ю.П.Вревской» Тургенев славит подвиг русской женщины, отдавшей свою жизнь за освобождение братских народов Балканских стран от турецкого ига. В знаменитом стихотворении «Порог» - этом гимне самоотвержению русских революционеров – он прославил "святых” в своей мужественной борьбе русских женщин – революционерок. По мнению исследователей, непосредственным поводом к написанию этого стихотворения послужил процесс Веры Засулич, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова 24 января 1878 года (оправдана судом под предводительством А.Ф.Кони, 31 марта 1878 года). Впрочем, стихотворение имеет обобщающий характер, и в нем отразились впечатления Тургенева от больших политических процессов 1877 года. Тема Родины и исторической судьбы русского народа всегда была основной в творчестве Тургенева, а в последние годы его жизни становится особенно близкой и волнующей. В стихотворении «Русский язык» еще раз с необыкновенной силой выразились и любовь автора к родному языку, к Родине, и его вера в будущее русского народа. И как всегда у Тургенева с этой главной темой неразрывно связана тема родной природы. Он всегда восхищался красотой и "бесконечной гармонией” русской природы и был убежден, что человек силен только тогда, когда опирается на нее. Писателя всю жизнь волновали вопросы о месте человека в окружающей природе, о его положении среди ее стихийных сил, их взаимодействии и взаимосвязи. И в своем цикле он создал несколько неповторимых, посвященных природе шедевров. Не случайно одним из них – стихотворением «Деревня» - он и начинается.

Категория: Билеты литература II курс(лето) | Просмотров: 778 | Добавил: alish | Рейтинг: 0.0/0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июнь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Архив записей