Apex.ucoz.net

Категории раздела

Билеты литература II курс(лето) [20]
Билеты русский III курс(зима) [20]

Статистика

Главная » 2011 » Июнь » 1 » Билет 15
8.15.33 PM
Билет 15

1) Часто говорят, что Петербург — это музей под открытым небом. Его историческими зданиями и памятниками архитектуры любуются не только петербуржцы, но и туристы, приезжающие со всех сторон света. Многие из них хотят не просто увидеть этот город, насладиться его неповторимым стилем и проникнуться его настроением, а посмотреть на него глазами великого русского писателя — Федора Михайловича Достоевского. Ведь Петербург стал одним из главных героев книг этого писателя. События его романов связаны с домами, набережными, мостами, площадями и переулками Петербурга.
    "Петербург Достоевского” — это целый мир, в котором жили Родион Раскольников, князь Мышкин, Макар Девушкин и другие герои его романов. Столичный город по-разному входил в их сознание. Свое восприятие Петербурга было и у самого писателя — защитника "униженных и оскорбленных”.
    Жизнь столицы Достоевский в своих произведениях рисовал как яркое, резкое и "фантастическое” воплощение всех противоречий русской жизни в целом. История преступления Родиона Раскольникова разворачивается на фоне реальной жизни Петербурга середины 60-х годов XIX века.
    Картины нищего Петербурга в романе "Преступление и наказание” пронизаны глубокой болью за человека, жгучим чувством социального негодования. Облик романа "Преступление и наказание” определяют картины бедности, бесправия и безысходности. Жизненные тупики, одиночество приводят героев Достоевского к пьянству, преступлению, смерти. Герои романа мучительно сознают безысходность своего положения и жестокость окружающей их действительности.
    Петербург выступает как подстрекатель и невидимый участник преступления Родиона Раскольникова. В трактире вблизи Сенной он случайно слышит разговор студента и офицера о процентщице. В грязи, духоте, вони, под пьяные крики завязывается его трагедия. В трактире звучит исповедь Мармеладова, в трактире раскрывает душу Свидригайлов. На бульваре Раскольников встречает подвыпившую, опозоренную девочку. На улице истекает кровью чахоточная Катерина Ивановна, в приступе безумия заставляющая своих голодных детей плясать и кривляться перед прохожими. На улице затоптан лошадьми Мармеладов. На площади всенародно кается Раскольников.
    В романе изображен центр торговли тогдашнего Петербурга — Сенная площадь, а также прилегающие к ней мрачные улицы и закоулки. Екатерининский канал Достоевский называет "канавой”. Во времена Достоевского на Сенной площади находился главный рынок города, поэтому там всегда — с раннего утра и до позднего вечера — толпился народ. В двух шагах от Сенной находился Столярный переулок, известный тем, что там находилось большое количество кабаков. Раскольников каждую ночь просыпается, когда пьяницы с криками расходятся из этих кабаков по домам. Ф. М. Достоевский хорошо знал район Сенной площади. Здесь жил он сам, и здесь он поселил героев своего романа. Вот Раскольников, возвращаясь к себе домой после мучительного сна в кустах на Петровском острове, направился к Сенной площади: "Было около девяти часов, когда он проходил по Сенной. Все торговцы на столах, на лотках в лавках и в лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников... Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя”. Раскольников — один из этой толпы. Проходя мимо торговцев нитками, тесемками и ситцевыми платками, он неожиданно для себя услышал разговор, из которого узнал, что "завтра, ровно в семь вечера”, старуха-ростовщица "останется дома одна”. Эта встреча с мещанином, его женой и Лизаветой — сестрой процентщицы — стала для него решающей.
    В июльскую жару Раскольников бродит по улицам города: "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу”. Запахи из "канавы”, из дворов, с помоек, пыль и духота — все это вызывает у Раскольникова "чувство глубочайшего омерзения” и делает его мысли еще более кошмарными.
    В романе неоднократно упоминается Юсупов сад. Направляясь к старухе-процентщице и проходя мимо Юсупова сада, Раскольников "даже очень было занялся мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь”. Вероятно, Достоевский приписал Раскольникову собственные мысли, поскольку его очень волновала идея благоустройства города. В Юсупов сад любил заходить друг Раскольникова — Разумихин. Этот сад называет Раскольников в разговоре со Свидригайловым.
    Деталями и сценами жизни Петербурга пронизан весь роман: "По старой привычке, обыкновенным путем своих прежних прогулок, он направился на Сенную. Не доходя до Сенной, на мостовой, перед молочной лавкой стоял молодой черноволосый шарманщик и вертел какой-то весьма чувствительный роман”.
    Бесцельно бродя по городу, Раскольников забрел в один из переулков: "Миновав площадь, он попал в переулок... Он и прежде проходил часто этим коротеньким переулком, делающим колено и ведущим в Садовую”. Особенно его тянуло к этим местам, когда становилось тошно на душе, "чтоб еще тошнее было”. Его одолевали мысли о том, как в обществе "обессмыслена человеческая жизнь, какой ужасной, позорной ценой приходится платить” за жалкое существование.
    Таким образом облик города сливается с самыми черными мыслями Раскольникова, как будто специально для того, чтобы окончательно доконать его.
    В романе "Униженные и оскорбленные” Петербург также предстает мрачным и недоброжелательным. Глазами героев мы видим "туманную перспективу улицы, освещенную слабо мерцающими в сырой мгле фонарями”, "грязные дома”, "сверкающие от сырости плиты тротуаров”, "угрюмых, сердитых и промокших прохожих”, "всю эту картину, которую обхватывал черный, как будто залитый тушью, купол петербургского неба”.
    Великолепные дворцы не могут заслонить нищих кварталов, где ежедневно совершаются людские трагедии: "Мрачная это была история, одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно... сбываются под тяжелым петербургским небом”.
    Несомненно, описание зданий, улиц, площадей и каналов Петербурга вносит неповторимый колорит во все произведения Достоевского. Но так же верно и то, что восприятие города писателем стало частью Петербурга, его легендой под названием "Петербург Достоевского”.

2) Действие драмы происходит в вымышленном провинциальном городе Калинове. Его жители знать не знают других земель и стран. Даже о своем прошлом они сохранили смутные, утратившие смысл воспоминания: Литва к ним "с неба упала”. Среди действующих лиц пьесы почти нет тех, кто не принадлежал бы калиновскому миру. Бойкие и кроткие, властные и забитые, купцы и конторщики, странницы и даже старая сумасшедшая барыня, пророчащая всем адские муки, - все они вращаются в замкнутой патриархальной сфере. Лишь один человек не принадлежит калиновскому миру по рождению и воспитанию. Он не похож на других жителей города обликом и манерами - это Борис, молодой человек, приехавший к дяде, чтобы получить свою долю наследства. Эта новизна и привлекла внимание главной героини - Катерины - к Борису.
    Она, уставшая от подавления собственной свободы и независимости, не видящая любви от мужа и свекрови, вдруг открывает в себе новое отношение к миру, новое чувство, неясное еще самой героине: "Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю или...уж и не знаю”.
    Это чувство, которое Катерина не может объяснить, - просыпающееся чувство личности.
    Но Островский, следуя своей манере выражать социальные вопросы через нравственные проблемы, не придает "чуду” формы общественного протеста, а наделяет героиню чувством влюбленности.
    В Катерине рождается и растет страсть, но эта страсть одухотворенная, далекая от бездумного стремления к тайным радостям. Она пытается бороться с ней, потому что это проснувшееся и заговорившее со всей силой чувство любви воспринимается героиней как страшный, несмываемый грех, так как любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Моральные заповеди патриархального мира для Катерины полны своего высокого смысла. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе безгранична, бескомпромиссна. Осознав свою любовь к Борису, героиня изо всех сил стремится ей противостоять, но не находит опоры в этой борьбе: "А вот что, Варя, быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что”.
    И действительно, вокруг нее все уже рушится. Призыв Катерины к Тихону, последняя надежда опереться на любовь мужа остаются невостребованными. Он оставляет ее, стремясь вырваться из-под тягостной опеки матери.
    Изнемогая в борьбе со страстью к Борису, в отчаянии от приближающегося и неминуемого поражения в этой борьбе, она просит Тихона взять ее с собой в поездку. Но Тихон совершенно не понимает, что происходит в душе жены: ему кажется, что это пустые женские страхи, и мысль связать себя семейной поездкой представляется ему совершенной нелепостью. Только что глубоко обиженная наказом, который ей дал Тихон под диктовку матери, Катерина хватается за последнее средство - обряд и принуждение. Она просит взять с нее страшную клятву: "Чтоб не видать мне ни отца, ни матери! Умереть мне без покаяния, если я...”
    Но он не дает ей договорить и тем самым лишает ее последнего шанса защититься от вспыхнувшего чувства.
    Осознав в себе грешную страсть, но оставаясь очень религиозной, Катерина не может молиться, как прежде: слишком далека она от неискренности перед Богом. Это тоже подрывает в ней способность к противостоянию завладевшему ею чувству.
    Подхваченная вихрем страсти, сливающейся для нее с понятием воли, она становится смела до дерзости, решившись не отступать, не жалеть себя, она ничего не хочет скрывать. "Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!” - говорит она Борису. Но это как раз и предвещает дальнейшее развитие драмы - гибель Катерины.
    Сознание греха живет в ней и в счастье, которое с огромной силой овладевает ею, и тогда, когда счастье кончилось. Она не боится людского суда, ей страшен Божий суд. Во время грозы, увидев "геенну огненную”, Катерина прилюдно кается, так как ее внутренние переживания дошли до такого накала, что она уже не могла скрывать свою неверность. Покаяние ее отвергнуто. Полное отсутствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство — грех еще более тяжкий с точки зрения христианской морали.
    Смерть героини является кульминацией ее внутренних волнений. Смерть - это конец ее внутреннему возмездию и... успокоение.
    Катерина хотела жить по чувству, не подчиняясь общему правилу: любовь и брак — вещи несовместимые. Ей не позволили.
    Катерина не может больше терпеть нападок свекрови, муж ей "постыл, ласка-то его мне хуже побоев”, и она уходит из дома. Но куда она пойдет? Она же "мужняя жена”. У нее остаются только два выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее, тем самым бросив вызов деспотизму и невежеству "самодуров”. Катерина своим поведением отвергает принципы домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе.
    Благодаря этому, по словам Добролюбова, "самодурство, как мы видим, потеряло свою самоуверенность, лишилось и твердости в действиях, утратило и значительную долю той силы, которая заключалась для него в наведении страха на всех”.
    Поэтому смерть Катерины, по-моему, является виной калиновского мира - мира без милосердия, где присутствует только пустая оболочка Закона. И еще, мне кажется, что гибель героини является не только виной, но и возмездием самодурам: в финале, вслед за признанием Катерины, следует опять-таки открытый, при людях, бунт сына Кабанихи, то есть вместе со смертью Катерины приходит и крушение Кабановой. "Протест против них не заглушается уже”, - сказал Добролюбов.

Категория: Билеты литература II курс(лето) | Просмотров: 554 | Добавил: alish | Рейтинг: 0.0/0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июнь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Архив записей