1.
«Малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая
блондинка, с замечательными голубыми глазами». Дочь Мармеладова. Чтобы помочь
голодающей семье, начала заниматься проституцией. Сначала мы узнаем о ней из
рассказа Мармеладова. В первый раз вернувшись домой с деньгами, Сонечка отдала
их своей мачехе Катерине Петровне и легла лицом к стене, «только плечики да
тело все вздрагивают». Соня- символ горя
и страдания , таких отверженных и страдающих как Соня очень мало .В своих
чувствах и поступках похожа на ребенка.Соня озаряет чистоту и святость.
Контраст ее чистого духовного облика и грязной профессии- это доказательство
преступности общества. Раскольников признается девушке в своем преступлении,
перекладывает на нее часть своей муки.
По мысли Достоевского, Соня - тоже преступница. Она преступила через
себя ради других. Готовность к самопожертвованию превратилась у нее в
осквернение собственной души.Правда Сони Мармеладовой — это ее вера в человека,
в неистребимость добра в его душе, в то, что сочувствие, самопожертвование,
всепрощение и всеобщая любовь спасут мир. Ее великодушие проявилось уже тогда,
когда она спасает детей Катерины Ивановны, жалеет отца, умирающего у нее на руках
со словами раскаяния .Сонечка полюбила Раскольникова. Она сострадает ему,
готова разделить судьбу юноши и вместе с ним нести его крест. Судить
Раскольникова по совести может только Сонечка Мармеладова,. Это — суд любовью,
состраданием. Силой своей любви, способностью самоотверженно терпеть любые муки
ради других, девушка помогает главному герою воскреснуть. Судьба Сонечки
убедила Раскольникова в ошибочности его теории. Он увидел перед собой не
"дрожащую тварь", не смиренную жертву обстоятельств, а человека,
самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение
погибающих, на действенную заботу о ближних.Она искренне верит, что
Раскольников сможет воскреснуть для новой жизни. Именно Соня читает
Раскольникову Евангелие, главу про воскрешение Лазаря, которая символизирует
возможность воскрешения любой, даже самой мертвой, души. И именно Соня
подталкивает Раскольникова к покаянию. Она следует за ним, когда он идет
признаваться. Девушка едет за Раскольниковым на каторгу. Там все заключенные относятся
к ней с большим уважением и любовью. Сама же героиня своей любовью воскрешает
Раскольникова к новой жизни. «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка,
пока мир стоит!» - эта героиня является символом самопожертвования во имя
ближнего и бесконечного страдания.
2. В поэзии Фета, Тютчева, Майкова, А.
Григорьева главными темами являются темы природы, красоты, любви. Они, как
представители «чистого искусства», считают, что поэзия призвана воспевать
прекрасное и не должна никаким образом вмешиваться в политику. В их прекрасный и изящный мир не могли
проникнуть грязь жизни, земные проблемы, быт, несмотря на мотивы грусти и печали, их поэзия
жизнерадостна, легка и гармонична, поэзия волнует, будоражит, приоткрывает
перед нами тайну человеческой души, а стихи о природе показывают прекрасный и чистый мир
природы, ее красоту и свежесть. Описания
природы разнообразны, они открывают разные ее стороны, неуловимые оттенки,
движения души поэтов, переданные словами.
Например, Фет — один из
замечательнейших поэтов-пейзажистов, в своих стихах говорит о весне как о
невесте , царице.Фет описывает природу детально, ни один штрих не ускользает от
его пристального взгляда:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья...
Природа у него
очеловечена, как ни у одного из его предшественников, Цветы в стихах Фета
улыбаются, пруд грезит, березы ждут, ива "дружна с мучительными снами”,
"изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами”. Фет рисует картины времени года
весны и времени суток утра как время пробуждения после долгого сна. Утро и
весна – это глоток свежего воздуха, это рождение новой жизни!
В каждом слове
слышится пение птиц, шум ручья. Каждая строчка наполнена ярким солнечным
светом, запахом трав и цветов. Простое волшебство, с которым автор открывает
перед нами завесу серых будней и показывает чудесную картину природы,
заставляет изумляться тому, какое удивительное воздействие оказывают эти
строки,
Я пришел к тебе с
приветом
Рассказать, что
солнце встало,
Что оно горячим
светом
По листам
затрепетало;
Поэт, раскрывая
прекрасные черты в природе и человеке, Фет говорит о природе, которая нас
окружает и той природе,что таится внутри каждого из нас - это природа
человеческой души. Красота и мудрость природы – это идеал, к которому душой
необходимо стремиться. Фетовское восприятие пейзажа передает тончайшие нюансы
человеческих чувств и настроений.:
Какая ночь! Все
звезды до единой
Тепло и кротко в
душу смотрят вновь,
Тютчевские
"пейзажи в стихах" тоже неотделимы от человека, его душевного
состояния, чувства, настроения:
Образ природы
помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека,
обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его.
Таким образом, тема природы связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением
жизни.
Для каждого
времени года он нашел такие краски, такие рифмы и сравнения, что они
запоминаются на всю жизнь. Еще с детства живут в памяти сказочные строки:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоят...
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
А какая веселая, озорная майская гроза
изображена Тютчевым: "Люблю грозу в начале мая ,когда весенний , первый гром ,
как бы резвяся и играя , грохочет в небе голубом. Идея торжества природы и
человека пронизывает всю лирику Тютчева. Для него природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.. Поэзия Тютчева в наше время помогает нам
увидеть красоту родного края, осознать мощь и величие русского языка, поверить
в русский народ. В лирике Майкова часто встречаются образы русской деревни,
природы,. «Весна! Выставляется первая рама», «Осень», «Летний дождь»,
«Сенокос», «Ласточка», «Нива» А. Н. Майков был еще и хорошим художником,
поэтому любил поэтически отображать яркое, солнечное состояние природы в своих
стихах. А что может быть ярче и солнечнее поющего весеннего или летнего дня?
Проснувшаяся, после холодов земля радует глаз буйством красок, «теплит сердце»
надеждами и приветом, заставляет беспричинно улыбаться. В своих стих . он
говорит о единении человеческой души и и окружающего мира.
Анализ « Шепот , робкое дыханье». 1. Написано в
1850г. , тема: природа , переходящее состояние от ночи к утру. Идея:: автор
подчеркивает красоту необыкновенной природы , природа живет , дышит.
Композиция: 1 часть шепот . робкое дых.,- тишина . покой.2часть – ночная
красота природы, свет ночной . ночные тени. 3 часть-заря , заря, Лирический герой: романтичный . чувственный , кот.,
восхищается красотой ночи . прелестью утра ,
вдохновленный и очарованный природой словно поет свое стих., мы слышим
музыку. Худож., средства : автор не использует глаголы- это придает стиху
выразительность.Эпитеты: свет ночной , ночные тени ,робкое дыханье . волшебные
изменения. Метафоры: серебро ручья . тени без конца . в тучках пурпур розы .
отблеск янтаря. Олиц.колыханье сонного ручья. Лексика разговорная ( ручей ,
следы , тени) ,возвышенная ( трели соловья . лобзанья . пурпур розы). Стихтор.,
размер: анапест . муж ., жен.. АБАБ. Мое отношение: стихот., лирическое ,
музыкальное .певучеее , автор очень тонко и метко описывает состояния природы,
он не хочет нарушать тишину , красоту и покой в природе.
|