Билет 5.
1)основные мотивы лирики Некрасова,
чтение наиз и анализ одного из стих-й
Поэт жил в эпоху великих
преобразований, когда общественно-политические реформы потребовали реформ в
искусстве, в том числе и поэзии. Такой глубочайшей реформой было по своей сути
творчество Н.А. Некрасова, который повернул поэзию лицом к народу, наполнив ее
народным мироощущением и живым народным языком. Он один из первых, кто проложил
дорогу демократической поэзии. Тема предназначения поэта и поэзии является
традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина,
Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Н.А. Некрасов не исключение. Если у
Кюхельбекера, Пушкина поэт — "пророк” находится над толпой в борьбе за идеалы
свободы, добра и справедливости, идет к людям "глаголом жечь сердца”, то у
Лермонтова пророк уже другой: он бежит от людей в пустыню. Видя их пороки, он
не находит в себе сил для борьбы. Поэту Некрасова — это пророк, которого к
людям "послал бог гнева и печали”, его путь тернист, потому что поэт проходит
этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и обличая. Поэт понимает, что
снискать всеобщую любовь таким образом невозможна. Муза — "печальная спутница
печальных бедняков”, "плачущая, скорбящая”, "униженно просящая” за судьбу
народа, прошла вместе с поэтом через всю его жизнь. Поэтическим манифестом
поэта стало стихотворение "Поэт и гражданин” (1856), написанное в форме диалога
поэта с читателем — гражданином, демократом по своим убеждениям, который
предъявляет поэту требования от имени лучших людей страны — эти требования
отвечают духу времени, духу самой жизни. Народ и идея народного служения стали
для Некрасова главной очищающей силой, источником нравственного обновления,
духовной опорой. "Он как бы лечился народом”, — скажет о нем К. Чуковский. В
1845 году выходит стихотворение Некрасова "В дороге”. Оно стало настоящим
потрясением для русской поэзии. Некрасов сделал крестьянина главным героем
лирического стихотворения, изобразив его как человека с индивидуальной судьбой.
Таким образом, уже в первом зрелом произведении поэта проявились новаторские
тенденции: глубокое раскрытие внутреннего мира крестьянина, сочетание
индивидуального и типического, эпические элементы, народный язык, социальный
критицизм, новизна способов выражения авторского сознания. В стихотворении
"Забытая деревня” Некрасов показывает судьбы женщин, рушащиеся по прихоти
владельца крепостных душ. Это бабушка Ненила, ждущая "доброго барина”, чтобы
попросить у него немного леса для покосившейся избенки; крепостная девушка
Наташа, мечтающая выйти замуж за вольного хлебопашца. Но самое страшное в том,
что эти простые желания крестьянских женщин никогда не сбудутся: барин забыл о
своей деревне, живет в городе, а без его решения изменить ничего нельзя. Вся
лирика Некрасова проникнута чувством любви не только к русскому народу,
"которому пределы не поставлены”, но и к родной земле, с ее бескрайними нивами,
зелеными лесами, суровыми зимами. Некрасовский мир — это не только "страшный”
мир, есть в нем и другая сторона. Мир света и надежды связан у Некрасова прежде
всего с природой. Пейзажи у Некрасова могут о многом поведать читателю, создать
определенное настроение, передать чувство или переживание героя. В пейзажной
лирике Некрасова картины природы то подчеркивают страдания крестьянства, то
контрастируют с гнетущими картинами жизни людей. Лирика Некрасова во многом
автобиографична. В цикле стихов, обращенных к жене Авдотье Яковлевне Панаевой
("Поражена потерей невозвратной...”, "Я не люблю иронии твоей...”, "Да, наша
жизнь текла мятежно...” и др.), поэт правдиво раскрывает свои душевные
переживания.
2)конфликт Катерины с «тёмным царством» в драме «Гроза».
В "Грозе” автор показывает жизнь русской
купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в
простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная
свобода. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к
прекрасному, доброму выражалось в молитвах, воссылаемых к Богу. Выйдя замуж за
Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой — Кабанихи, нрав которой
соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, но
"домашних заела совсем”. Орудие ее власти — страх, который делает членов ее
семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными
упреками обижает она Катерину. Ратуя за крепкую семью, за порядок в доме, она
считает, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не
любовь и уважение. Трагизм положения Катерины еще и в том, что, выйдя замуж за
Тихона, которого не любила, в его лице она не находит поддержки и защиты против
Кабанихи, хотя всеми силами старается быть Тихону верной женой. Ее безвольный
муж сам является жертвой "темного царства”: он безропотно переносит все
издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно,
тяжело, "все как будто из-под неволи”. В атмосфере "жестоких нравов”, лжи,
притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника
Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя
он и стоит выше окружающих его "благодетелей”, но у него не хватает смелости и
характера вырваться из-под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину,
но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису
вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь,
раскинув крылья. В купеческом Калинове Островский видит
мир, порывающий с нравственными традициями народной жизни. Лишь Катерине дано в
"Грозе” удержать всю полноту жизнеспособных начал в культуре народной и
сохранить чувство нравственной ответственности перед лицом тех испытаний, каким
эта культура подвергается в Калинове. Нетрудно заметить в "Грозе”
трагическое противостояние религиозной культуры Катерины домостроевской
культуре Кабанихи. Контраст между ними проведен чутким Островским с
удивительной последовательностью и глубиной. Конфликт "Грозы” вбирает в себя
тысячелетнюю историю России, а в его трагическом разрешении сказываются едва ли
не пророческие предчувствия национального драматурга.
|